Директор по организационному развитию
Перед всеми компаниями рано или поздно возникает проблема КТО должен заниматься эффективностью системы управления, КТО отвечает за связь функциональных стратегий компании с бизнес - процессами, организационной структурой, системой коммуникаций, системой KPI, КТО организует совершенствование и оптимизацию бизнес - процессов, управляет изменениями организационной структуры, функционального дизайна компании, КТО организует проекты изменений и отвечает за полученный результат. Рассмотренные вопросы находятся в зоне ответственности директора по организационному развитию. С ростом масштабов деятельности, ростом сложности внутренней среды компании, растет важность и востребованность этой функции - управления организационным развитием. Не случайно лучшие компании создают специализированные подразделения, а директора по организационному развитию входят в высшие органы управления
Эта программа для Вас, если Вы- директор по организационному развитию (ДОР) (или занимаете аналогичную должность), объектом управления которого является система управления компании (стратегические целевые показатели, бизнес - процессы, организационная структура, коммуникации, система KPI)
- руководитель, в чьи обязанности входит организационное развитие компании (часто данная задача поручается директору по персоналу, исполнительному директору)
- руководитель специализированного управления (департамента, дирекции, службы, центра), отвечающей за одну или несколько задач организационного развития (например: совершенствование или оптимизация бизнес-процессов)
- руководитель проекта по организационному развитию (совершенствование или реструктуризация системы управления, регламентации деятельности, проведению организационных изменений)
- руководитель/менеджер проектов консалтинговой компании, занимающейся организационным развитием
В результате обучения Вы- познакомитесь с задачами, зонами ответственности, функционалом директора по организационному развитию
- рассмотрите основные инструменты управления ДОР, направленные на повышение эффективности системы управления, совершенствование или оптимизацию бизнес - процессов, организационной структуры, системы коммуникаций, а также системы KPI
- научитесь организовывать и руководить проектами по внедрению изменений в зоне ответственности ДОР, преодолевать сопротивление персонала проводимым изменениям
День 1
Анализ проблемных вопросов организационного развития и подходов для их решения на примере ведущих мировых и российских компаний
Цели, задачи организационного развития компании
Объект управления организационного развития
Рыночные требования к функционалу, компетенциям директора по организационному развитию
Системный подход к организационному развитию компании
Анализ зон ответственности директора по организационному развитию
1. Вопросы стратегического развития в зоне ответственности директора по организационному развитию
Организация соответствия процессной системы, организационно – функциональной структуры стратегическим целям компании
Модель стратегических бизнес – процессов
Концепция Balance Scorecard (BSC)
Ключевые задачи проектного офиса
Организация планирования и контроля стратегических инициатив. Практика использования международного стандарта PM BOK при организации проектной деятельности
Генераторы увеличения стоимости компании. Проекты (инициативы) направленные на увеличение стоимости компании, повышение рентабельности, активизацию продаж, снижение затрат, повышение эффективности системы управления
Практикум: Слушатели разработают для своей компании дерево сбалансированных целей верхнего уровня в соответствии с рекомендациями концепции BSC
2. Организация управления бизнес – процессами компании
Задачи Директора по организационному развитию в области управления бизнес – процессами компании
Примеры процессных моделей зарубежных и российских компаний
Практика использования международного стандарта ИСО 9001-2008 в зоне ответственности директора по организационному развитию
Управление бизнес – процессами. Результативность и эффективность бизнес – процессов
Практикум: Слушатели выделят основные процессы своих компаний, определят показатели результативности и эффективности процессов
Особенности оптимизации основных и вспомогательных бизнес – процессов
Практикум: Пример вывода на аутсорсинг бизнес - процесса или подразделения компании
3. Совершенствование организационной структуры компании
Задачи Директора по организационному развитию в области совершенствования организационной структуры компании
Типы структур управления компанией. Достоинства, недостатки
Основные процессы формирования организационной структуры
Организационное проектирование на базе функционального и процессного подходов
Практикум: Слушатели разработают функциональную модель подразделения своей компании
4. Регламентация и стандартизация
Задачи директора по организационному развитию в области регламентации и стандартизации деятельности компании
Необходимость регламентации и стандартизации
Система регламентации: структурные регламенты, процессные регламенты
Референтные модели
Практикум: Слушатели проведут анализ методики регламентации бизнес – процессов
Оценка вклада подразделений организационного развития в повышение эффективности деятельности компании
Понятие затрат на организационное развитие компании
Карта показателей эффективности директора по организационному развитию
Должностная инструкция директора по организационному развитию
День 2
Управление деятельностью подразделений организационного развития
Планирование деятельности подразделений организационного развития
Горизонты планирования, источники постановки задач, инициаторы проектов изменений для подразделений организационного развития Организация работы подразделения по организационному развитию
Варианты организационного построения подразделений директора по организационному развитию
Задачи, решаемые подразделениями
Бюджетирование выполнения задач
Управление проектными рисками. Выполнение работ собственными силами или с привлечением внешних консультантов. Достоинства и недостатки Практические инструменты организационного развития
Содержание подходов реализации изменений «Последовательные улучшения», «Коренная реконструкция. Реинжиниринг»
Проекты реализации изменений: этапы, содержания работ, анализ инструментов. Примеры проектов ведущих компаний по реализации изменений
Анализ моделей улучшения бизнес - процессов ведущих зарубежных и российских компаний
Практикум: Разработка системы коммуникаций для проекта по организационному развитию. Анализ подхода компании Toyota к развитию системы коммуникаций при управлении проектами изменений
Описание (моделирование) бизнес – процессов
Зачем, как и какие описывать бизнес – процессы
Цели, задачи описания бизнес - процессов
Примеры программных продуктов, используемых для описания бизнес процессов (Business Studio, QPR…)
Анализ методики описания, регламентации и аудита бизнес - процесса
Организация проекта по описанию бизнес – процессов компании (цели, команда, риски, структура работ, управление проектом...)
Практикум: Анализ нотаций для описания бизнес процессов компаний слушателей. Анализ моделей описания бизнес – процессов. Моделирование отдельных процессов
Регламентация деятельности компании
Типы документов в компании
Какие документы в зоне ответственности Директора по организационному развитию
Регламенты основных процессов, регламенты бизнес – процессов нижних уровней
Структурные регламенты. Примеры регламентирующих документов
Актуализация регламентов
Организация контроля исполнения регламентов
Практикум:Слушатели проведут анализ пакета нормативно – регламентирующих документов; Регламентация закупок на базе подхода Supply Chain Management (SCM )
День 3
Практические инструменты организационного развития
Организация аудита
Зачем нужен аудит
Стандарты, регламентирующие проведение аудита
Примеры организации аудита
Оптимизация бизнес – процессов компании
Классификация проблемности бизнес - процессов
Задача оптимизации бизнес – процесса (показатели процессов, критерии оптимизации)
Направления оптимизации бизнес – процессов (улучшение, бенчмаркинг, реинжиниринг)
Оптимизация основных бизнес – процессов, сквозных бизнес – процессов, бизнес – процессов нижних уровней
Методология компании Deloitte – увеличение стоимости компании, примеры проектов
Подход компании Toyota к оптимизации бизнес – процессов
Формализованные универсально-принципиальные (ФУП) методы анализа и оптимизации бизнес-процессов
Практикум: Анализ применимости подходов и методов оптимизации бизнес – процессов в компаниях слушателей; Организация проекта «Активизация продаж»; Организация проекта «Снижение затрат»; Организация проектов «Снижение потерь на базе подхода «Бережливое производство», «Бережливое производство в офисе»
Оптимизация организационной структуры
Организационно – функциональная модель компании
Функциональный дизайн подразделений, матрицы ответственности, матрицы взаимодействия
Распределение ответственности за бизнес – процессы, функционал подразделений
Практикум: Анализ процесса продаж, распределение задач, функционала, зон ответственности между службами маркетинга, продаж, рекламы, клиентского сервиса
Управление эффективностью персонала
Системный подход к решению задач управления эффективностью персонала
Компоненты системы Business Performance Management (BPM)
Использование системы сбалансированных показателей (Balance Scorecards) при планировании и контроле реализации стратегических инициатив компании
Принципы и подходы разработки KPI
Карты эффективности персонала
Организация проекта по разработке и внедрению KPI
Регламентация процесса постановки целей и оценки KPI
Практикум: Разработка показателей KPI для ключевых подразделений слушателей; Анализ регламента постановки целей и оценки достижений персонала на базе KPI