УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА: секреты технологии KPI
Управление предприятием с помощью ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators - KPI):
* обеспечивает гарантированный экономический эффект и рост прибыльности предприятия (улучшение финансовых показателей на 25-30% уже в первые 5-6 месяцев применения системы KPI);
* создает порядок в бизнесе через точное и последовательное определение функций руководителей и сотрудников на основе общих целей компании;
* «принуждает» руководителей и сотрудников к более эффективной работе посредством четкой постановки и оценки достижения поставленных целей и задач;
* укрепляет исполнительскую дисциплину и повышает мотивацию персонала;
* облегчает жизнь и работу руководителей предприятия;
* обеспечивает выживание и успех бизнеса.
Эта программа для Вас, если Вы- собственник и руководитель предприятий;
- финансовый директор или менеджер;
- HR-директор, менеджер и специалист;
- тот, кто стремится к профессиональному развитию и совершенствованию управленческого мастерства;
- тот, кто страстно желает достижения поставленных целей и эффективной работы своего предприятия.
В результате обучения Вы- Научитесь:
- формулировать цели организации в формате сбалансированной системы показателей (BSC);
- «передавать» цели организации на нижние уровни управления;
- определять служебные функции руководителей и сотрудников в «продуктном» выражении;
- разрабатывать ключевые показатели эффективности (KPI) для различных должностей в своей компании;
- проводить оценку деятельности предприятия и сотрудников по KPI;
СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИНГА
Введение. Что такое цель? Цели-намерения и цели-результаты. Носители целей в организации. Качество целей. Пассивные, реактивные, проактивные цели. Феномен рассеивания целей предприятия, или Почему организации теряют управляемость? Сущность и эволюция метода управления по целям (MBO – Management By Objectives). Управление эффективностью работы (Performance Management). Инструменты управления эффективностью.
Тема 1. Формулирование стратегических целей организации. Сущность стратегии предприятия. Построение и сегментация базового рынка. Выбор масштаба бизнеса. Три вопроса для определения бизнеса предприятия. Конкурентный облик организации. Базовые конкурентные стратегии. Что такое миссия компании? Видение организации. Десять вопросов для разработки VISION. Ценности и идеология фирмы. Сбалансированная система показателей (BSC – Balanced Score Card). Построение стратегической карты предприятия.
Управленческий практикум: «Формулирование целей предприятия в формате BSC. Разработка стратегической карты» (деловая игра по методике OPERA).
Тема 2. Служебные функции как основа KPI. Понятие служебной функции. «Внутриорганизационный рынок». «Портновский» подход. Внутренние клиенты и внутренние поставщики. Что «покупают» и
«продают» сотрудники организации? Продуктный метод определения служебных функций. Чем служебные функции отличаются от должностных обязанностей? От целей предприятия к функциям руководителей и сотрудников. Методика распределения служебных функций. Построение 5D-матриц ответственности руководителей и сотрудников (методика О.Кулагина). Переговоры с внутренними клиентами и внутренними поставщиками. Формулирование служебных функций и служебных требований в продуктном виде. Примеры из практики.
Управленческий практикум: «Определение служебных функций руководителей подразделений» (деловая игра).
Тема 3. Разработка ключевых показателей эффективности (KPI – Key Performance Indicators). Понятия «эффективность» и «показатель эффективности». Что измеряют с помощью KPI. Два подхода к разработке KPI. Шкалы и классификация KPI. Финансовые и нефинансовые показатели. Количественные и качественные показатели. Индивидуальные и общие показатели. Позитивные и негативные показатели. Методика разработки KPI на основе целей организации и служебных функций руководителей и сотрудников. Разработка KPI уровня организации. Разработка KPI уровня подразделений и сотрудников. Как разработать библиотеку KPI должности. Примеры KPI для различных должностей в организации (производство, финансы, продажи, снабжение, логистика, управление персоналом).
Управленческий практикум: «Разработка библиотеки KPI руководителей подразделений» (деловая игра).
Тема 4. Оценка персонала по KPI. Cоглашение о целях, или Что такое матрица KPI? Три уровня целей в матрице KPI. Как измерить неизмеримое, или Оценка качественных KPI. Наиболее распространенные качественные KPI. Определение весов показателей. Расчет индексов KPI и индекса эффективности сотрудников. Пошаговая
методика оценки сотрудников по KPI. Аттестация по-новому, или Обзоры эффективности работы. Правила проведения Performance Review. Эффект взаимного сравнения, или Как представлять результаты оценивания для сотрудников?
Управленческий практикум: «Разработка матрицы KPI и оценка результатов работы руководителей подразделений» (деловая игра).
Тема 5. Оплата по результатам работы (PRP – Pay Related Performance). Мотивация и мотивирование. Мотивация избегания и мотивация достижения. Типы внутренней мотивации персонала. Что делать, если деньги не мотивируют? 10 способов нематериального мотивирования. Структура совокупного дохода работника. Формы и состав заработной платы. Особенности оплаты труда на предприятии. Типы рабочих мест. Что такое оплата по результатам работы. Разновидности оплаты по результатам. От чего зависит размер PRP? Два подхода к расчету PRP. Как связать KPI и PRP работников предприятия? Расчет PRP по индексу эффективности. Расчет PRP по индексам KPI. Линейная и нелинейная методики расчета. Примеры расчетов. «Золотые правила» оплаты по результатам работы.
Управленческий практикум: «Расчет оплаты по результатам работы руководителей подразделений» (деловая игра).
Заключение. Основные трудности и ошибки при разработке системы KPI. Недостатки системы KPI. Преимущества системы KPI.