Регламентация, оптимизация и аудит бизнес-процессов
Эта программа для Вас, если Вы- бизнес-аналитики
- владельцы бизнес-процессов (руководители подразделений)
- аудиторы-бизнес-процессов
В результате обучения Вы- Узнаете:
- • как управлять различными типами деятельности (задачи, функции, проекты, процессы)
- • как разрабатывать и внедрять регламентирующие документы технологично, просто и понятно
- • когда и каким образом проводить оптимизацию процессов
- • как организовать аудит бизнес-процессов
- Научитесь:
- • описывать процессы
- • оценивать оптимальность бизнес-процесса и разрабатывать рекомендации по улучшению
- • оптимизировать бизнес-процессы
- • разрабатывать регламентирующие документы
- Получите практические результаты:
- Модели некоторых бизнес-процессов Вашей компании («как есть»);
- Проекты регламентов бизнес-процессов;
- Модели оптимизированных бизнес-процессов («как будет»)
- План проекта по оптимизации БП
День 1
Процессный подход к организации деятельности компании
· Субъектность деятельности, как точка отсчета
· Типы деятельности (задачи, функции, процессы, проекты)
· Уровни процессов деятельности
· Принципиальная схема процессов деятельности коммерческой компании
· Специфика бизнес-процессов базового уровня
· Состав типовых бизнес-процессов в деятельности компании
Практикум: Обсуждение и при необходимости корректировка состава процессов Компании.
· Принципы и уровни анализа и моделирования процессов деятельности
Технологии описания и оценки бизнес-процессов
· Обзор нотаций (языков) описания бизнес-процессов
· Описание существующего бизнес-процесса базового уровня в кросс-функциональной нотации (либо применяющейся у Заказчика)
Практикум: Описание процессов в группах на базовом уровне «обратным ходом» (с конечного результата до входа в процесс, без учета разветвлений)
· Правила проверки правильности описания бизнес-процесса ("Прямой ход")
Практикум: Проверка и верификация процессов на базовом уровне (каждая группа верифицирует свой процесс)
· Разработка «Регламента» - Документа, регламентирующего базовый уровень бизнес-процесса
Практикум: Разработка Регламента бизнес-процесса базового уровня
День 2
Правила целостного моделирования и регламентации деятельности компании
· Описание группы процессов базового уровня, как направления деятельности компании
· Требования к модели процессов деятельности всей компании
Практикум: Целостное моделирование направлений деятельности Компании
· Правила выбора бизнес-процессов для регламентации и оптимизации
Практикум: Выбор бизнес-процессов для регламентации
· Оптимизация организационной структуры с учетом модели Бизнес-процессов
· Требования к регламентирующим документам компании
· Внедрение регламентирующих документов
Оценка оптимальности бизнес-процессов
· Принципы оптимизации бизнес-процессов
· Условия и конечный результат оценки оптимальности бизнес-процесса
· Оценка оптимальности последовательности процедур БП
· Оценка оптимальности конечного результата БП
· Оценка оптимальности промежуточных результатов
· Оценка оптимальности планирования, контроля и учета БП
Практикум: оценка оптимальности бизнес-процесса (каждая группа оценивает свой процесс)
Оптимизация бизнес-процессов
· Основные подходы и методические приемы оптимизации бизнес-процессов
· Оценка эффективности оптимизационных решений
Практикум: оптимизация бизнес-процессов. Обсуждение эффективности выбранных решений.
· Организация проекта по оптимизации бизнес-процессов: методы и подходы
День 3
Аудит бизнес-процессов
Понятийный аппарат
· Понятие аудита (что такое аудит, что такое внутренний аудит)
· Требования к аудиту бизнес-процессов и их источники
· Цели и задачи аудита бизнес-процессов компании
· Объекты аудита бизнес-процессов компании
· Результаты аудита бизнес-процессов компании и их потребители (руководство, органы сертификации, руководители и т.п.)
· Проблемы аудита бизнес-процессов компании
Эффективная организация и проведение аудита бизнес-процессов
· Эффективный аудит бизнес-процессов компании. Кем и чем нужно управлять при проведении аудита бизнес-процессов (предметы аудита)
· Персонал компании: Управление временем, знаниями, мотивами. Как заинтересовать в аудите и мотивировать на «открытость» персонал компании
Практикум: Обсуждение типичных проблем мотивации сотрудников при аудите БП.
Аудит бизнес-процессов компании
· Зачем компании описание бизнес-процессов?
· На каком уровне детализации необходимо описывать и проверять бизнес-процессы компании. Качественное описание бизнес-процессов – как залог эффективности аудита
· Типовые ошибки при описании и аудите бизнес-процессов компании
· Определение метрик и измерений в бизнес-процессах
Практикум: Определение метрик для бизнес-процессов Компании.
· Документация: Положения, Должностные Инструкции, Приказы и распоряжения, Регламенты, Инструкции, Спецификации; ГОСТ’ы, ОСТ’ы, СНИП’ы и т.п.
· Требования к системообразующим документам, ДИ, Приказам и распоряжениям, Регламентам
· Цели регламентирующих документов и Принципы регламентации деятельности
· Требования к структуре и содержанию регламентирующих документов
· Внешние контрагенты: Сертифицирующие органы, консалтинговые компании. Как организовать проект по сертификации? Как эффективно организовать взаимодействие с консалтинговыми компаниями? Как избежать разочарований: основные минусы сертификации бизнес-процессов?
Практикум: Практические упражнения по оценке регламентов бизнес-процессов.