Старт-ап. От идеи до реализации
День 1
Специфика проектов стартапа
· Стартапы. Категории стартапов.
· Cтадии стартапа. Классическая модель. Расширенная модель.
· Фазы стартапа: инвестиционная и операционная – что важнее?
· Обязательные вехи любого стартап-проекта. Узкие места и слагаемые успеха.
Бизнес-модель стартапа
· Планирование и документирование стартапа
· Основные составляющие стартапа: бизнес-идея, бизнес-модель, бизнес-план
· Возможности бизнес-прототипа
· Построение бизнес-модели
· Брендинг в стартапах. «3 почему» для внешней рыночной среды
· Позиционирование продуктов стартапа
Практикум: Разбор типичных ошибок при реализации стартап проектов. Анализ плана реализации кейсового стартап проекта.
Команда стартап-проекта
· Команда единомышленников как критический фактор успеха проекта
· Принципы формирования команды. Дорогие эксперты или мотивированные непрофессионалы?
· Недокомплект штата и аутсорсинг
· Мотивация участников стартапа
· Правила найма и собеседования
· Совет директоров как источник дополнительных возможностей для стартапов. Внешний, внутренний и финансовые аспекты
· Партнерство в стартапе. Хорошее и плохое партнерство. Правила взаимодействия с партнером
Практикум: Разработка системы подбора и мотивации команды.
Финансирование стартапа. Самофинансирование (бутстрэппинг) и инвестиции
· Неизбежность бутстрэппинга в стартапах
· Начальный бутстрэппинг: касса, а не прибыль. Правила бутстрэппинга
· Другие способы привлечения инвестиций
Практикум: Разработка концепции бутстрэппинга кейсового стартап проекта.
День 2
Управление стартапом.
· Принципы управления стартапом
· Критерии успешности проекта
· Участники проекта. Категории участников; их требования и ожидания
· Планирование ресурсов. Матрица ответственности.
· Разработка плана управления проектом
Анализ рисков стартап-проекта
· Риски, проблемы, кризисы, форс-мажоры
· Категории рисков
· Анализ рисков через основные характеристики рисков
· Стратегии и способы управления рисками
· Виды резервов, расчет величины резервов
· Классические риски стартапов на практических примерах
Практикум: Анализ рисков кейсового стартап проекта.
Техника разработки календарного плана работ стартап проекта с использованием MS Project
· Содержание проекта - состав работ и результатов
· Взаимосвязи операций – определяем технологические цепочки
· Ресурсы – люди, оборудование, материалы, деньги
· Длительность и стоимость операций
· Расписание и бюджет проекта
Практикум: Разработка календарного плана кейсового стартап проекта с использованием MS Project.
Техника контроля календарного плана работ стартап-проекта
· Базовый план стартапа - основа контроля
· Регистрация фактов исполнения работ
· Анализ отклонений и анализ освоенного объема
· Отчетность по исполнению стартап проекта
· Управление изменениями проекта
Практикум: Исполнение, контроль и отчетность кейсового стартап проекта с использованием MS Project.
День 3 (по желанию заказчика)
Особенности создания и развития стартапов
· Стартапы – какие они бывают, и каковы условия их превращения в зрелый бизнес
· Философия роста бизнеса – увеличение капитализации, «опережающий рост»
Практикум:
· Групповая дискуссия «Первичные цели стартапа, расстановка приоритетов»
· Задание по разработке идеи бизнес-проекта, которую затем участники будут «упаковывать» в инвестиционно-привлекательный вид на других частях занятия
Продукт, рынок, бизнес-модель, команда
· Бизнес-модель как основа конкурентоспособности и стратегии компании. Параметры бизнес-модели. Главные критерии качества бизнес-модели – наличие «защищенного» конкурентного преимущества и масштабируемость
· Мировые и российские истории успеха стартапов. Анализ их бизнес-моделей (независимый и внутрикорпоративный варианты)
· Как компактно описать сложную технологическую составляющую проекта. Использование «дорожных карт» технологий
· Концепция Customer Development («Создание потребителя»). Тестирование бизнес-модели. Важность обратной связи с потребителями
· Бизнес-модели для ИТ и интернет-проектов, телекоммуникационной отрасли, в биотехнологии, нанотехнологиях, энергетике и фармацевтике, FMCG. Методы получения обратной связи от клиентов для корректировки бизнес-модели
· Как определить, нужно ли вам исправить бизнес-модель?
Практикум: Разбор бизнес-модели успешного стартапа. Обсуждение кейса в группе.
Внешнее финансирование стартапа – когда оно становится необходимым и где его найти
· Различныетипыинвесторов– бизнес-ангелы, seed, venture capital, private equity. Как на них выйти? Когда инвестор не нужен?! Когда инвестор нужен и срочно!
· Способы представления проекта инвесторам – бизнес-план, Elevator Pitch, презентация инновационного проекта. Структура типовой презентации
· Актуальные тренды венчурного бизнеса. Где искать удачу?
Рыночное продвижение - на что тратим основные деньги
· Типовое распределение инвестиционных затрат. Затраты на продвижение как основная статья
· Прорыв на рынок - концепция «подрывных инноваций» К.Кристенсена (Harvard), стратегия «голубого океана» (INSEAD)
· Создание первоначального спроса. Организация первых продаж. Первые продажи как тестирование гипотез
· Жизненный цикл инновации. Подход «преодоления пропасти» Дж. Мура к выводу продукта на рынок – переход от «прорыва» к массовым продажам
· Концепция «Длинного хвоста» - организация большого количества малых разнородных продаж через онлайн среду
· Инструменты малобюджетного анализа рынка
· Составление маркетингового плана и маркетингового бюджета стартапа
Практикум: Разработка маркетингового плана стартапа в рамках предложенной бизнес-модели.
Оптимизация расходов на команду и персонал
· Эффективная команда стартапа – группа единомышленников, способная тестировать и воплощать в жизнь выбранную бизнес-модель. Как ее подобрать
· Основные компетенции и роли в команде старт-апа – CEO, СMO, СTO, СFO
· Мотивация топ менеджеров – когда имеет смысл мотивировать будущим, и когда нужно не жалеть денег на специалистов высшей категории
· Формирование штата компании при ее экспансии, расчет расходов на персонал
· Найм или аутсорсинг – что лучше и при каких ситуациях
· Составление штатного расписания стартапа и затрат на ФОТ
Практикум: Разработка плана затрат стартапа на ФОТ и аутсорсинг в рамках предложенной бизнес-модели.
Переговоры с инвестором. Финансовая часть инвестиционного предложения
· Составление и анализ смет инвестиционных затрат стартапов
· Как перейти от бизнес-модели к модели финансовой
· Выручка – показатель №1. Как ее обосновывать?
· Составление финансового раздела инвестиционного предложения
o прогнозирование доходов и затрат стартапа
o определение необходимых инвестиционных затрат
o расчет финансовых показателей стартапов
o анализ чувствительности, сценарный анализ
· Затраты на открытие фирмы и содержание команды
· «Выход» инвестора из компании или проекта – превращение выросшей капитализации в деньги
o типы «выходов» из компании
o процесс IPO, частной продажи, ликвидации
o роль инвестиционного консультанта
o процесс закрытия внутрикорпоративного стартапа
· Принципы оценки капитализации компаний
o метод мультипликаторов
o метод дисконтирования денежного потока (DCF)
o прогнозирование капитализации компании в момент «выхода»
o процесс привлечение независимого оценщика, или о чем нужно помнить в случае проведения независимой оценки проекта
· Сведения об основных методах оценки интеллектуальной собственности
o метод освобождения от роялти
o метод выделения доли лицензиара
o метод затрат
Практикум: Разработка финансового обоснования проекта в Excel. Участники смогут разработать в Excel упрощенную финансовую модель проекта, научатся рассчитывать показатели эффективности.
Переговоры с инвестором. Структурирование сделок. Защита проекта внутри корпорации
· Составление Term Sheet (протокола условий), виды акций, условия контрактов
· Экспресс-методы оценки компаний
· Аргументация соискателя инвестиций в пользу увеличения или сохранения его доли в компании
· Сложные вопросы составления инвестиционного соглашения. Защита от «разводнения» (Anti-dilution)
· Due Diligence для инновационного проекта. Технико-экономическая экспертиза проектов
· Защита внутрикорпоративного стартапа перед лицами, принимающими решение о финансировании
· Основные ошибки позиционирования проекта и составления инвестиционных предложений
Практикум: Работа в малых группах по завершению разработки описания стартап-проекта. Сведение разработанных материалов в единый документ.